РЕКЛАМНЫЙ БЛОК













Мир камня

« Зарубежом

Черный камень

Мир камней

Когда речь заходит о Хадже, внимание некоторых исследователей почему-то главным образом акцентируется на Черном камне, вделанном в северную стену Каабы. Все обряды паломничества сводятся ими к «поклонению» черному камню.

На тему Черного камня вообще очень много написано и сказано. Листая различные энциклопедии и учебники, мусульмане могут узнать, что Черный камень - это, по их же, мусульман, представлениям, окаменелый ангел-хранитель Адама, выдворенный из рая за то, что не уберег первых людей от соблазнов и божественного запрета. Или что поклонение Черному камню, который якобы является метеоритом, имело место задолго до Ислама. Соответственно, когда мусульмане совершают паломничество, они копируют языческие обряды. Как свидетельствует история, в Каабе кроме Черного камня были сосредоточены многочисленные идолы (их число достигало более 300), которые символизировали различных аравийских племенных богов и духов. В 630 году после тяжелых 23 лет призыва Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульмане торжественно вступают в Мекку. Кааба была очищена от идолов, священные языческие изображения были стерты. Однако Черный камень остался нетронутым.

Что же помешало мусульманам разрушить черный камень? Справедливо ли утверждение, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, испугавшись осуждения мекканских язычников и арабских племен, решил проявить тонкости дипломатии и пойти на некоторые уступки? Но Мухаммад никогда не проявлял дипломатию и не шел на уступки язычникам, будучи в слабом и угнетенном положении. Находясь на волоске от смерти, он подвергал языческих идолов жесткой критике и насмешке. Разумно ли опасаться гнева кого-либо, когда 10-тысячная армия преданных воинов Мухаммада триумфально вошла в Мекку? Когда делегации арабских племен стекались со всех концов Аравии, чтобы присягнуть Пророку? К тому же, что это за дипломатия - вдребезги сокрушать 300 идолов и оставлять нетронутым один Черный камень? Тем более, что Черный камень не обладал в глазах арабов какой-либо особой значимостью и ценностью. В отличие от остальных идолов он даже не упоминается в стихах и клятвах арабов. Это может говорить только о том, что Черный камень имел особенное значение только для самого Пророка.

Обратим также внимание на характер призыва Пророка. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, пресекал все тенденции к сотворению каких-либо объектов возвеличивания и поклонения помимо единственного Бога, и прежде всего по отношению к самому себе: «Не делайте мою могилу местом праздника...», «Не делайте мою могилу идолом - объектом поклонения», «Бог проклял иудеев и христиан за то, что они превратили могилы своих Пророков в мечети (храмы)». Сподвижники неуклонно следовали в этом за своим Пророком. Умар аль-Хаттаб, сподвижник Пророка и второй праведный халиф, повелевает вырубить упомянутое в Коране (!!!) дерево «довольства», под которым сподвижники давали присягу Пророку, поскольку в эпоху Умара некоторые арабы отправлялись к дереву с целью получения благодати. Можно ли после всего этого говорить, что Мухаммад, непримиримый противник язычества, сохранил этот камень в качестве дани арабскому язычеству и идолопоклонничеству?

С уверенностью можно говорить только о том, что Черный камень спасла от разрушения (как и Каабу, которой поклонялись язычники) только его «чистая», «божественная» природа, запачканная язычеством арабов. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разрушил и стер только исконно языческую природу и очистил то, что имело изначально природу «божественную» или «авраамическую», поскольку Каабу воздвиг Пророк Ибрахим (библ. Авраам).

Однако в чем же тогда кроется смысл поклонения Черному камню?

Во-первых, Черному камню никто из мусульман не поклоняется, а оказываемые ему знаки почтения (целование, касание) не входят в обяза­тельные обряды Хаджа. Паломник, совершая обход вокруг Каабы, может просто указать на него рукой или посохом. В чем же тогда смысл этих знаков почтения?

Ислам содержит в себе (хоть и в гораздо меньшей мере, чем другие религиозно-культовые системы) рационально не объяснимые формы и обряды поклонения. В области поклонения мусульманин полностью следует Пророку, покоряясь воле Бога. Тот же Умар аль-Хаттаб, целуя Черный камень, говорил: «Я убежден, что ты - только камень, не наносишь вреда и не приносишь пользы. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха целует тебя, то никогда не притронулся бы к тебе устами!» Сподвижники, воспитанные Мухаммадом в духе строгого единобожия, всего лишь следовали за своим Пророком.

Хотя все-таки нельзя говорить о том, что в почитании Черного камня начисто отсутствует рациональная интерпретация. В некоторых хадисах Черный камень упоминается как «десница Аллаха на земле». Разумеется, речь идет не о буквальном, а образном, метафоричном смысле. Паломник, касаясь Черного камня на этой земле, дает присягу Богу, выражая ему свою верность и в то же время поручаясь его любовью, защитой, покровительством и благословением, подобно тому, как верные рыцари и паладины дают присягу своему королю. Что касается любопытных историй об «окаменелых» ангелах, замурованных в Каабу, или упавших с неба метеоритах, то они остаются на уровне мифических гипотез, не имеющих под собой, естественно, никакой научной основы.

Нельзя забывать, что смысл паломничества не ограничивается почитанием Черного камня. С одной стороны, паломничество нацелено на нравственное улучшение и облагораживание человека. «Кто совершил паломничество, не сквернословя и не греша, вернется очищенным от грехов, как в день, в котором родила его мать», - говорил Пророк (мир ему). Хадж воспитывает в человеке терпение, выдержку, стойкость, силу воли и духа. Вспомним трудности пути, знойный климат или обряды Хаджа: стояние у скалы Арафат, обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва...

С другой же стороны, Хадж оказывает положительное влияние на политический, экономический, социальный аспекты общества, так как он способствует взаимному знакомству мусульман, единению и интеграции мусульманской уммы, экономическому сотрудничеству и взаимопомощи. Этническая, языковая и политическая связи уступают место вероисповедной связи мусульманской общины - вере в единственного Бога. Объединяя людей в рамках единого мировоззрения и соответствующих ей этических, социальных и духовных ценностей, паломничество создает идеологическую и политическую интеграцию мусульманской умы.

http://www.islamcivil.ru/

НА ЗАРУБЕЖОМ «