РЕКЛАМНЫЙ БЛОК













Мир камня

«Природа

ПРИРОДА - ХУДОЖНИК

мир камней

Агат. 25*18 см. Автор Л.Ммитрошин. Выставка "Самоцветы России".

Минералогия, несомненно, одна из самых древних наук, ведь знакомство человека с камнем началось ещё на заре цивилизации, когда первобытные люди стали применять его в качестве орудия труда, оружия, украшения. Постепенно накапливались знания о свойствах камней, областях их применения. Однако камень привлекал внимание не только практической полезностью, но и своей красотой. Наши далёкие предки собирали и бережно хранили камни, отличавшиеся необычным видом, формой или цветом, приписывая им особые свойства. Прошли столетия, но красота минералов до сих пор вызывает интерес и восхищение. Разнообразие форм царства камней поистине безгранично. Нередко в случайных сочетаниях красок можно увидеть настоящие произведения искусства: порой совершенно реалистические (лес, море и т. д.), но чаще неопределённые, вызывающие, как и музыка, у каждого свои ассоциации. Такой камень получил название «пейзажный». Одной из пород, «создающих» необыкновенные пейзажи и сюжетные композиции, является яшма.

мир камней

"Японка". я шма. Орск, Южный Урал. ММФ.

Великолепной иллюстрацией к стипологий берег моря, медленно набегающие ряды волн, готовые рассыпаться белой пеной, тонкий след отступающей волны на ещё влажном песке. Трудно представить, что рисунок на мраморной плите — игра природы, а не дело рук художника, тонко чувствующего и знающего море. Подобные пейзажи нередко встречаются на облицовочных плитах Московского/метрополитена, выполненных из уральского и грузинского мраморов. Нужны лишь наблюдательность и некоторая доля фантазии.

мир камней

Руинный мрамор. 5,5*5 см. Италия. ММФ.

Удивительные «картины» можно увишетк в итальянском мраморе из окрестностей Флоренции, получившего название «руинный». I На одной из них проступают изображения развалин восточного города. На переднем плане скальные обрывы, а за ними перспектива города с узкими улочками и лепящимися друг к другу саклями с плоскими крышами. Тёмно-коричневый фон камня создаёт впечатление какого-то древнего поселения. А вот другая миниатюра. Руины средне¬векового города. На светлом фоне камня чётко вырисовываются силуэты зданий: храмы, какие-то пирамидальные сооружения. Справа на высоком холме возвышаются здания дворцового типа.

мир камней

Лесной пейзаж. Радонит. ММФ.

Тонкие вертикальные штрихи подчёркивают своеобразие архитектурных форм, каких-то неясных картин на стенах храмов. И наконец, изображение разрушенной крепости на небольшой овальной плитке: несколько скупых линий, цветовые контрасты — и перед глазами законченная картина. Разнообразные «пейзажи» образуют окислы марганца — ветки дерева на агате, лесные заросли в родоните или силикате марганца. Картина леса настолько реальна, что кажется нарисованной художником. Малахит — водный карбонат меди. Возникая в условиях зоны окисления медных руд, он обычно выделяется в форме почек, состоящих из чередующихся концентрических полос густо-зелёного цвета, а иногда в форме радиально-лучистых образований. Этот красивый минерал всегда вызывал интерес как декоративный и поделочный камень, а неповторимая прелесть рисунка послужила Павлу Бажову темой для его чудесных сказов. Хотя пейзажность малахита почему-то редко отмечалась.

мир камней

Женский портрет. Агат. ММФ.

Удивительным по разнообразию рисунка является агат. Этот минерал благодаря особенностям своей структуры с давних времён использовался как украшение. Однако рисунок на агате проявляется, лишь когда он содержит примеси других минералов. В таком камне можно разглядеть дремучий лес, фантастический подводный мир, а порой и самые неожиданные сюжеты. Например, небольшая миниатюра — портрет девушки: изящная головка на тонкой девичьей шее, пышная копна волос и огромные тёмные глаза. На одном из образцов агата-мохоохрбой агшШ4 ?сЗ сШл вика — чудесный пейзаж с изображением тайги. Чётко видны густой лес, очеpтания избы, зеркальная гладь озера, ясное небо с лёгкими облаками.

мир камней

Моховой агат. 4*3 см. Казахстан. Коллекция Ф.Ибрагимова.

Различные изображения можно увидеть не только на срезах камней но и в прозрачных, содержащих вростки других, часто непрозрачных минералов. В таких картинах чувствуется объёмность, что придаёт им ощущение натуральности. Примером служит кристалл гипса из Карлюкской пещеры в Таджикистане. Среди скучной и безбрежной степи выделяется крутой горный хребет. Как и окружающая местность, горы лишены растительности и уныло серы. Иногда их рассекают глубокие зияющие трещины. Над горой застыла тяжёлая туча, а всё остальное пространство залито солнцем.

При взаимодействии гранитной магмы с известняками в твёрдой среде образуются минералы, получившие название «скарны». В этой среде возникают скопления магнетита, сульфидов, гранатов и др. Очень эффектно срастание волластонита и пироксена, создающих замечательные пейзажи. На одном из образцов изображён еловый лес на склоне горы. В сочетаниях красок, в сростках минералов возникают поистине сказочные картины, подлинные шедевры, созданные самой природой, близ Кунгура. Медово-жёлтые, розоватые с яркой световой полосой селенитовые фигурки входят в число самых популярных сувениров из камня.

Реже глазчатый эффект можно увидеть в волокнистых разновидностях кальцита, в некоторых агатах.

Есть ещё один волокнистый минерал — улексит. Он интересен не только эффектом кошачьего глаза, но и тем, что составляющие его волокна обладают необычным оптическим свойством. Пластины, вырезанные из улексита и отполированные с двух сторон, непрозрачны в направлении, перпендикулярном волокнам, а вдоль волокон они без искажений «транслируют» любое изображение, прислонённое к противоположной от наблюдателя поверхности. За это улексит получил название «ТV-stone» — «телевизионный камень».

АСТЕРИЗМ

мир камней

Звещдчатый сапфир. Кабошон. Вес 5 г. ММФ.

Есть камни, в глубине которых прямой луч света зажигает звёздчатый отблеск. Такой оптический эффект называют астеризмом, от греческого слова «астер» — «звезда». Увидеть «звезду» в некоторых минералах можно, если отполировать их округло, кабошоном, сориентировав с учётом кристаллической структуры. Причина возникновения астеризма — присутствие множества отражающих свет тонких, параллельно расположенных канальцев или включений других минералов. Причём в одном камне должно быть несколько направлений, в которых расположены эти включения. В зависимости от кристаллической структуры минерала «звезда» может иметь разное количество лучей, чаще всего встречаются шести и двенадцатилучевые. Крупнейшие звёздчатые рубины и сапфиры ценятся исключительно высоко и нередко носят собственные имена. Многие из них сейчас украшают различные музейные собрания США. Из коллекции известного миллионера Дж. П. Моргана в Американский музей естественной истории в Нью-Йорке попали два цейлонских звёздчатых сапфира — «Звезда Индии» (563 карата) и сине-фиолетовый камень «Полуночная звезда» (116 каратов). В Смитсонианском институте в Вашингтоне хранятся сапфиры «Звезда Азии» (330 каратов) и «Звезда Бомбея» (182 карата). В США находится и один из крупнейших звёздчатых рубинов массой 100 каратов — «Эдит Хеггин де Лонг». Включения рутила вызывают астеризм и в других минералах. Шести или двенадцатилучевую «звезду» иногда можно увидеть в полированном розовом кварце. Шар массой 625 каратов, выточенный из такого кварца, есть в коллекции Смитсонианского института. Известен кабошон (175 каратов) из граната альмандина, найденного в штате Айдахо (США), в котором сия¬ет четырёхлучевая «звезда». Косую четырёхлучевую «звезду» образуют включения гематита в диопсиде, добываемом в Южной Индии.

"Камни мира"