РЕКЛАМНЫЙ БЛОК













Мир камня

« СНГ

Каменные легенды

С давних времен камни играли в жизни белорусов большую роль. Здесь всегда существовал и был широко распространен культ камней, что не могло не отразиться на многих сторонах жизни народа, особенно на религиозных, поэтических, философских, на традиционном укладе его жизни, на исторических событиях, известных людях, о чем и хотелось бы немного рассказать.

Особую известность у нас получили так называемые Борисовы камни, которые издавна привлекали к себе внимание. Встречались эти громадины, оставшиеся со времен ледника, в основном на севере Беларуси. В русле Западной Двины, в разных местах, начиная от Полоцка, виднелось немало величественных гранитных валунов с высеченными на них разной формы крестами и надписями, в некоторых это имя и упоминалось: "Господи помози рабу своему Борису". В народе их называли Борис-Хлебник, Писаник, Борис-Глеб. Один из этих памятников с надписью "Сулиборь хръсть" вытащен из реки, в 1888 году увезен в Москву и находится в музее-заповеднике "Коломенское". Еще один в 1981-м перевезен в Полоцк и установлен на Верхнем замке, рядом с Софийским собором. Этот семидесятитонный камень имеет 8 метров в окружности, длина креста - полтора метра. По обе стороны шестиконечного креста на нем высечено: "ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу".

Борисов камень - [14].

Борисов Камень, стоит в Полоцке возле Софийского собора. Фото Киркорова Д., 2006 г.

Один из подобных гигантских камней в русле Вилии, который имел название Прывитальня, мешал когда-то судоходству, и те, кто плыл возле него, бросали хлеб-соль, приговаривая: "Приветствую тебя хлебом-солью! Прими, а меня пропусти!"

Известны такие исполины и на суше: один стоял у деревни Высокий Городец Толочинского района. Он представлял собой почти квадратную плиту с восьмиконечным крестом и надписью по краям и назывался "Кравец" или "Степан". По легендам, Степан обладал чудесной силой. Достаточно было вечером принести к нему скроенную ткань и попросить: "Степан, пошей мне жупан!" - как наутро на поверхности камня лежала одежда. Так долгое время камень обшивал местных крестьян, получив отсюда свое имя - Кравец. Таких камней известно несколько. Они "сами" шили сапоги, одежду, будучи в прошлом сапожниками или портными, проклятыми за то, что работали в праздник.

Сохранился камень на Вилейщине, в деревне Камена. Это глыба одиннадцатиметровой окружности с крестом и надписями, среди которых слова "Воротишин хресть". Возможно, Воротиша и Сулибор - имена мастеров.

Так называемый Рогволодов камень стоял возле деревни Дятлово Оршанского района. Надпись на поверхности плиты гласила: "Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову". В 1171 году Рогволод был князем в Полоцке. Местные жители называли камень гробницей и почитали как святыню. В легенде говорилось о том, что когда-то он стоял на ногах и имел голову в виде животного. Местный мельник, отрубив голову, переделал его на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также измолол все состояние и семью мельника. (Чем не сюжет для триллера?) Позднее над ним была воздвигнута часовня, а советские времена этот памятник не пережил - взорван в 1930-е, как и "Кравец".

Музей валунов. Каменные жернова. Фото Ольги Терещенко, 2007 г.

Огромные гранитные валуны, широко известные монументальные памятники нашей истории и письменности, издавна вызывали массу суждений и споров. Камни-исполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.

Один из Борисовых камней, лежавший в Двине вблизи Дисны. С гравюры XIX века. - [76].

Были разные мнения о происхождении рисунков и надписей, но до сих пор ни одно не может быть признано полностью убедительным. Выдвигались версии о том, что валуны были обозначением границ Полоцкого княжества, однако все они находятся в глубине его территории. Есть теории и о том, что так обозначались символы борьбы новой веры с язычеством. До принятия христианства эти камни были языческими святынями. Высекая крест, полоцкий князь как будто боролся со старой верой и одновременно увековечивал свое имя. Есть гипотеза, что название одного из них - Борис-Хлебник означает, что с именем Бориса в этом случае связывался древний сельскохозяйственный праздник первых всходов яровых, к которому еще в ХII веке приурочили в мае день святых Бориса и Глеба.

Возможно, название было дано за похожесть его формы с караваем хлеба. Некоторые ученые считают, что надписи и кресты на части из них высечены во время страшного голода в мае 1128 года. Тогда снег лежал до мая, мороз побил озимые, люди ели мох и солому. Борис - это полоцкий князь, сын легендарного Всеслава Чародея. Возможно, появление просьбы о помощи связано с военными походами Бориса на балтийские племена ятвягов и земгалов в ХII веке. Тем более характерно размещение их по Двине на запад от Полоцка, куда и шли походы, вот и отдавался приказ высекать эти надписи, прося помощи у Господа. У села Краславки в свое время стоял камень с надписью "Да не убоится душа моя врага моего с твердою рукою десницы отрасль Святополка Александръ". На валуне - шлем воина с изображением солнца, что еще более утверждает в мысли о "военном" происхождении символов. Камниисполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.

Стоит только пожалеть, что почти все полоцкие камни - эти бесценные памятники нашей древности, национальные святыни - погибли. Некоторые из них были взорваны в ХIХ веке, другие - в советские времена.

НА СНГ «