РЕКЛАМНЫЙ БЛОК













Мир камня

« СНГ

Камень-батюшка

В России проведена перепись культовых валунов. Исследователи выяснили, что среди них, согласно поверьям, есть цветные, живые, горячие, и почти каждый второй из них - целебный

В различных этнографических исследованиях массивные валуны, лежащие на поверхности земли, нередко называют почитаемыми или культовыми камнями. С чем только не ассоциировали люди эти огромные неодушевленные творения природы: с животными, духами, предметами быта... Одни названия - Царь-камень, Камень-батюшка, Конь-камень, Синий, Вороний, Звонкий, Цыганский - чего стоят. Но самое главное, пожалуй, то, что вера в чудо, дарованное при помощи неживых объектов, в нашем народе неискоренима. Российские исследователи проанализировали информацию о почитаемых камнях, или, как их еще называют, останцах, на европейской части России и пришли к выводу, что таких объектов возрастом в несколько тысяч лет на этой территории насчитывается около четырехсот. Так, с легкой руки ученых валуны обзавелись своим "личным делом".

Жесткий носитель

В первую очередь исследователи изучили физические особенности культовых камней: их размер, геометрическую форму, цвет и даже температуру. "Внешний вид вообще играет немаловажную роль в том, чтобы останец получил приставку "обрядовый", - рассказывает один из авторов необычного исследования, научный сотрудник санкт-петербургского Института истории искусств Валентин Виноградов. - Камень может привлекать внимание особенностями своего внешнего вида, как естественными, так и искусственными. Например, формой: бывают камни круглые, кубические, продолговатые, конические. Или наличием особых характеристик: отверстий, следов обработки". Так, у деревни Ольховец в Псковской области можно увидеть громадный валун с гладко отполированной поверхностью, которую с древних времен использовали в качестве алтаря, устанавливая на ней светильники и образа.

Внимание людей часто привлекал необычный цвет камня. Самый знаменитый из этой категории - Синий камень на Плещеевом озере в Ярославской области. Он при определенном свете отдает в синеву. Кстати, необычен он не только этим. Согласно народной молве, ему приписывается еще одно чудесное свойство - перемещаться с места на место. Говорят, что в XVI веке Василий Шуйский распорядился зарыть языческий "блуждающий" камень в землю, но тот через 200 лет каким-то чудесным образом снова оказался на берегу озера. Хотя, скорее всего, чуда-то никакого и не было. Просто берег постепенно подмывало водой, и валун вновь вышел на свободу.

Еще одно уникальное свойство, придающее особенность валунам, - это необычная температура их поверхности. Так, на одном из островов у карельской деревушки Щельга лежит камень, получивший у местных жителей прозвище Горячий за то, что его свойство отдавать тепло сохраняется почти всю весну и лето. Корреспондент "Итогов" был у этого камня, который и вправду показался ему теплым на ощупь, но, с другой стороны, в этом нет большого чуда - за летний день крупный валун может основательно прогреться на солнце. А вот неподалеку, в Заонежье, близ села Сенная Губа, на берегу озерной протоки лежит камень, о котором говорят, будто изменение его температуры в конце лета ведет к общему похолоданию воды. Но это уже относится скорее к разряду примет.

То ли кони, то ли люди

Но разобраться с физическими характеристиками валунов оказалось проще, чем проанализировать информацию, скопившуюся в народных преданиях. Почему, например, с древних времен культовые камни ассоциировались с одушевленными персонажами - людьми и животными? В первую очередь, конечно, из-за внешнего сходства. В Пермском крае, в местности, населенной коми-пермяками и русскими, известен камень, на одной из сторон которого просматриваются черты человеческого лица. Называют этот валун Камень-батюшка. Свои каменные воплощения в самых разных уголках страны имеют Илья Пророк, Александр Невский, Серафим Саровский, Илья Муромец... Колоссальный трехметровый валун в Тульской области, опирающийся на три более маленьких по размеру камня, получил название Конь-камень. В него якобы превратился конь, принадлежавший Илье Муромцу.

Кроме того, люди, не зная, как объяснить форму камня или след на нем, с древних времен охотно придумывали легенды и сами же верили в них. Например, весьма большую группу составляют камни-следовики - это валуны, на которых якобы оставили свои отпечатки мифологические или библейские персонажи. Первое историческое свидетельство о камне-следовике, располагающемся на территории современного расселения восточных славян, принадлежит перу Геродота. Он пишет, что "в скале у реки Тираса местные жители показывают отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги длиной в два локтя". Легенда, привязанная к валуну с серповидным углублением на вершине холма в Архангельской области, до сих пор передается из уст в уста и рассказывает о том, как Иисус Христос предложил местным жителям провести здесь реку, а когда они отказались, наступил в гневе на камень и ударил по нему. А карельский следовик из деревни Андрусово до сих пор хранит легенду об отпечатке беса, который во время пожара монастыря выскочил из него и горящей ступней оставил след на камне. На следовике рядом с новгородской деревушкой Подол имеется выемка - она почитается как след Богородицы, которая спустилась здесь с неба и молилась на камне за грехи человеческие.

Народная молва зачастую оживляла камни, особенно если они так или иначе подавали признаки жизни или имели душу и голос. Например, на Колгострове в Карелии находится Звонкий камень, при ударе о который издается особый мелодичный звук. Примечательно, что традиция почитания этого камня, по данным ученых, основанным на результатах проведенных в этом месте раскопок, сохранилась со II тысячелетия до нашей эры. Жительница одной из новгородских деревень рассказала ученым, что их местный культовый валун стал со временем больше - камни ведь растут. А в Белоруссии, между прочим, вообще бытует поверье, что камни растут подобно грибам и картофелю.

"Многие камни в России народ одушевляет, - говорит участник исследования, кандидат психологических наук сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов. - Их появление иногда связывается с определенным "мифом творения" - они могут рождаться, быть найденными или самостоятельно появиться, например, упасть с неба. Согласно поверьям, вековые глыбы растут, звучат, самостоятельно передвигаются. На этом список чудесных свойств объектов поклонения не заканчивается. Камень может исцелять, освящать, мстить за свое поругание, управлять погодой".

Но наибольший трепет в народе вызывают объекты, о которых поговаривают, что они способны за себя постоять. Легенды рассказывают о неоднократных посягательствах на камни Баш и Башиха, расположенные в Тульской области, и о наказаниях, которые понесли люди, пытавшиеся их убрать с места. Однажды, когда люди захотели выкопать эти камни из земли, те не только не поддались, но и оказали сопротивление, все более уходя в землю, а затем, "обидевшись, начали мстить: поля не плодородили, животные умирали, люди беднели". Боясь потревожить эти два валуна, селяне не распахивали землю вокруг них. Так они и стоят рядом до сих пор. Оказывается, "нехороших" камней не так уж и мало на земле русской. "Мы услышали много рассказов, как человек начинает плутать, оказавшись около такого камня, - рассказывает Валентин Виноградов. - Подобные сведения встречаются довольно часто на юге Псковской, юго-западе Новгородской и северо-западе Смоленской областей".

Одним словом, довольно скоро ученые перестали удивляться рассказам о различных необъяснимых явлениях, происходящих в местах залегания культовых камней. "То какому-нибудь прохожему померещится призрак, - добавляет Валентин Виноградов, - то присевшему отдохнуть на придорожную глыбу явится давно умерший родственник". Чудеса, да и только.

Показания к применению

И все же в каталоге почитаемых валунов почти половину составляют не вредные камни, а те, которые, по мнению людей, имеют чудодейственную силу, служат нашими покровителями, защитниками и исцелителями. С ними многие связывают свое благополучие, а потому и приходят к ним для совершения обряда. Считается, что во время обрядов человеку передаются определенные свойства камня - его твердость, прочность, долговечность, устойчивость, неспособность чувствовать боль. "Наши предки, - рассказывает Дмитрий Громов, - благодатью, черпаемой от валунов, исцеляли глазные, зубные болезни, лихорадку. Собирал, например, человек воду, скопившуюся на выемках камня, использовал для приготовления целебного снадобья мох, землю и мелкие камешки, находящиеся рядом с ним. Иногда вода из лунок использовалась не для лечения какой-то конкретной болезни, а скорее как общеоздоровительное средство". И сейчас люди настаивают воду на некоторых видах камней, от чего она становится целебной. Не важно, что ученые эту загадку могут объяснить физико-химическими процессами, происходящими в воде с минералами. Вода-то и в самом деле становится другой, насыщенной полезными микроэлементами.

Считалось, что камни магическим образом охраняют здоровье детей. Так, под Некретимый камень рядом с деревней Новинка на Новгородчине десятилетиями закапывали детскую пуповину с тем, чтобы малыши росли крепкими и здоровыми. Ритуальные действия на "особых" камнях сегодня осовременены. Так, близ водопада Кивач в Карелии находится камень, который якобы горяч на ощупь и способствует деторождению. "Происхождение этого поверья становится понятным, если взглянуть на сам камень - дело в том, что на нем удобнее всего фотографироваться на фоне водопада, - говорит Валентин Виноградов. - Это свадебная достопримечательность, которую посещают молодожены из близлежащих населенных пунктов. Возможно, кто-то из местных фотографов и запустил слух о необычных свойствах камня. При этом надо подчеркнуть, что авторская выдумка, основанная на традиционных сюжетах, оказалась жизнеспособной и прижилась у местной молодежи".

Можно по-разному к этому относиться, но даже сегодня, в век научно-технического прогресса, люди общаются с камнями, как с живыми, надеясь на то, что они совершат чудо. И порой, говорят, чудо не заставляет себя ждать.

Древний культ. Что толкает современных людей к камнепочитанию?

Марина Кратова , кандидат исторических наук:
- Когда кто-либо из нас решается предпринять что-нибудь важное, то прежде всего он ищет себе какого-нибудь помощника. Нередко в качестве его выбирают обожествленный камень. Ему приносится жертва и дается клятва, что если дело сладится, то и впоследствии этот предмет человек будет считать своим напарником и поклоняться ему.

Борис Сапунов, главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа:
- При описании механизма воспроизводства народных представлений о камнях необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, широкую распространенность мифологических представлений и ритуалов, связанных с камнями-валунами, которая, несомненно, предполагает их глубокую древность и наличие длительной традиции. Во-вторых, воспроизводство поверий во многом поддерживается православными традициями. Представляется вполне справедливым влияние на нас палестинского и византийского камнепочитания. Несомненно, наличие в Священной земле культовых камней ввело их и в христианскую традицию русских. Наличие межтерриториальных связей через паломничество, странничество, миграции позволяло знакомиться с мифологическими и ритуальными традициями, бытующими на других территориях.

Валерий Суханов,народный целитель:
- Целительная сила связана, в первую очередь с энергетикой культовых камней. В основном это места древних алтарей, которые со временем приобретают мощную силу, благодаря молитвам и поклонениям большого количества людей. Не зря ведь подобные объекты называют намоленными.

Артемий Скрипкин, священник Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви:
- Камнепочитание, сохранившееся частично в наши дни, это не что иное, как рецидив язычества. Это древний культ, аналогичный традиции почитания источников воды, пещер, гор, когда люди олицетворяют неодушевленные предметы, приравнивая их к богам. В православии единобожие, и потому подобные вещи считаются неприемлемыми.

http://www.itogi.ru/

НА СНГ «